Monday, July 1, 2019


О вреде пользы и о пользе вреда

Дмитрий Азрикан

Не так давно русскоязычное издание американского журнала “Esquire”, который позиционирует себя как журнал «для умных и разборчивых мужчин», поместило список десяти «главных советских дизайн-решений ХХ века, которые изменили (или могли бы изменить) будущее». Список естественно получился субъективным и там спокойно могли быть совсем другие, не менее значимые проекты и имена их авторов. Но мы сейчас не об этом...

Мне почему-то захотелось посмотреть какое образование получили авторы этих десяти дизайнерских решений. Пойдем по списку в том порядке, в каком они расположены в журнальной публикации. Вот, что оказалось: 

1. Казимир Малевич - белый сервиз. 
2 класса пятилетнего аграрного училища. 1 (один) год в Киевской рисовальной школе. В 27 лет пытается поступить в Московское училище живописи. Не принят. Затем вторая попытка, тоже неудачная, и третья – с тем же результатом.

2. Густав Клуцис - фотомонтаж. 
Художественная школа в Валмиере, городское художественное училище в Риге, Рисовальная школа Общества поощрения художеств в Петрограде, Государственные свободные художественные мастерские, ВХУТЕМАС.

3. Александр Родченко - Рабочий Клуб.                                                                Зубопротезный техникум, Казанская художественная школа, Строгановское Училище.

4. Варвара Степанова – прозодежда.                                                        
Неоконченная Казанская художественная школа.

5. Абрам Дамский – кольцевой светильник. 
Факультет обработки дерева и металла ВХУТЕМАСа.

6. Юрий Долматовский – перспективный автомобиль такси. 
Московский полиграфический институт, Московский автомеханический институт.

7. Владимир Рунге – фотоаппарат «Зенит-Е».   
Оптико-механический техникум, Всесоюзный заочный машиностроительный институт, Строгановское Училище. 

8. Дмитрий Азрикан – компьютерный комплекс «СФИНКС».
Бакинский политехнический институт (механический факультет), заочная аспирантура ВНИИТЭ.

9. Михаил Калашников – автомат АК-47.                                                                           Семь классов средней школы. (Авторство Калашникова при этом не подтверждено, а где учился Хуго Шмайсер, я не нашел.)

10. Юрий Случевский – Мебельная «стенка».      
Строгановское  Училище и аспирантура.   
 
То есть отнюдь... Отнюдь не блестящее образование является основой озарения и создания. Строгановку окончили трое из десятки, а Строгановку  в виде ВХУТЕМАСа – двое. 

Безусловно, хорошее образование приносит человеку неоценимую пользу. Плохое образование – бесспорное несчастье, наносящее тяжелый вред. Это доказано.
Не доказано другое, парадоксальное чудо: очевидная польза таинственным образом трансформируется в непоправимый вред, а чудовищный вред, оказывается, несет в себе неоценимую пользу. Это не доказано. Но это так.
Я жду, когда кто-нибудь с лучшим, чем у меня, образованием, возьмется за эту тему и напишет наконец труд с названием «О вреде пользы и о пользе вреда».

No comments:

Post a Comment